суббота, 26 марта 2011 г.

Очень смешная книга не только для детей...

Книгу «Денискины рассказы» Виктора Драгунского мы все помним с детства. Кому-то читала мама перед сном, кто-то читал сам, кто-то слушал еще на пластинках. Рассказы добрые, поучительные. Кажется, что поучительное должно быть скучным. Но это совсем не тот случай. С Дениской всегда происходят веселые истории. Наверное, еще и потому, что сам автор – очень веселый и жизнерадостный человек. «Он был подарком, праздником», – говорили о Драгунском.

Заливаясь смехом над очередной проделкой мальчика Дениса из книги, я часто задумывалась: какой же талант должен быть у человека, чтобы писать настолько легко и непринужденно, чтобы получалось так смешно и актуально для любого поколения детей и взрослых? Зацепило как-то услышанное, что Драгунский и не был как таковым писателем, ведь из всей его недолгой жизни писательство заняло всего-то 12 лет. Зато он был и лодочником на Москва-реке, и токарем на заводе, и шорником на фабрике «Спорт-туризм», и актером московского театра Сатиры… Просто удивительно...

Для папы и для мамы
 
В детстве почему-то самое большое впечатление на меня произвел рассказ «Тайное становится явным». Помните, как Денис, воспользовавшись отсутствием мамы, выплеснул тарелку ненавистной манной каши за окно. И не успела мама порадоваться аппетиту своего сына, как в дверях дома появился гражданин, которому весь Денискин завтрак угодил на голову... 

Тогда, перечитывая рассказ вновь и вновь (почему-то я любила читать по несколько раз одно и то же), я впитывала в себя мораль о том, что родителей обманывать – пустое дело, все равно правда рано или поздно откроется. Теперь же, став матерью, и, читая этот рассказ вслух для дочери, я задумалась еще и о другом. Мама… Что бы сделала я на месте Денискиной мамы? Нашла бы в себе силы поступить также? «… когда мама вернулась, мне даже страшно было на нее взглянуть. Но я себя пересилил, подошел к ней и сказал:
– Да, мама, ты вчера сказала правильно. Тайное всегда становится явным!
Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:
– Ты это запомнил на всю жизнь?
И я ответил:
– Да».

Вот так строго, спокойно, без лишних слов и моралей… И эта удивительная способность мамы: чувствовать своего ребенка, понять его, услышать – удивляет меня на протяжении всей книги и дает повод задуматься над собой… Знаете, я думаю, что для нас, взрослых, это настоящее педагогическое пособие, потому что на каждой странице – любящие папа и мама, которые всегда имеют в запасе способ, как без нудных нравоучений и гневных окриков научить своего ребенка различению добра и зла, искренности, дружбе, трудолюбию, доброжелательности, жизнерадостности. А еще – как с удовольствием съесть нелюбимую молочную лапшу…


5 комментариев:

  1. Мой младшенький, после того, как я ему прочитала "Рассказы...", сам несколько раз перечитал книгу.
    Кстати, в рассказах есть вещи, уже ушедшие из нашей жизни. Как, например, коммуналки. Есть повод рассказать об этом.

    ОтветитьУдалить
  2. Я с самого детства только это и запомнила - нет ничего тайного, что ни стало бы явным!!!!!! И до взрослого периода, пока уже сын не стал читать рассказы сам, я помнила из этой книги только одно - что всегда правда выйдет на поверхность )))))))))) как это западает, оказывается... и даже не в каше дело, а имено в самом факте, что ложь не утаишь... я потом и мужу как-то приводила этот довод )))) потому что - ну чистая правда ))))))) и самой мне легче жилось от сознания того, что не врать даже легче, чем выдумывать всякие причины и доводы, а потом запутаться, кому что сказал и выкручиваться ))))
    Когда читали с сыном, смеялись до потери пульса над сыски, фыфки и хыхки )))))))) ни он, ни я даже подумать не могли, что именно этими буквами можно передать шепелявость и картавость, так свойственную одному нежному периоду развития у деток ))))) сынуля прямо заливался смехом ))))))) здорово объединяла нас эта книга... Как Нарния...

    ОтветитьУдалить
  3. Читали сотню раз))) И со старшим сыном, и с дочкой, и в классе на уроках.... Куда же без рассказов Драгунского!!! Книга - что надо!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Ой, Вика, мы ведь тоже до потери пульса смеялись над сысками и фыфками :) Доча часто вспоминает этот рассказ и хохочет сама с собой :))

    ОтветитьУдалить
  5. Присоединяюсь! Мы тоже не один раз читали рассказы Драгунского! Масса удовольствия!

    ОтветитьУдалить